[Ильяс ибн Фахр ат-Тараблуси; араб. ] (ок. 1680, Триполи - 9.06.1758, там же), церковный деятель и писатель Антиохийской Православной Церкви. Происходил из влиятельной правосл. купеческой семьи. Получил хорошее образование, знал неск. языков, в т. ч. турецкий, греческий, итальянский, английский. Для арабо-христ. купечества приморских городов того времени были характерны филокатолич. настроения; в 1711 г. И. Ф. вместе с отцом и братом перешел в католичество, возможно по примеру тогдашнего Триполийского митр. Макария. Б. Мастерз называет И. Ф. племянником митр. Макария, однако в доступных источниках подтверждения этому нет.
И. Ф. стал заметной фигурой в арабо-католич. кругах, его высоко ценили в Риме. В 10-х гг. XVIII в. он перевел неск. полемических и канонических книг католич. авторов, вел переписку с Ватиканом (известны его письма за 1708-1725), составил трактаты против протестантов и монофизитов.
Знание языков и коммерческие связи с англ. Левантийской компанией позволили И. Ф. занять пост драгомана брит. консульства в Акке, а с февр. 1724 г.- в Халебе (Алеппо). В конце Патриаршества Афанасия III Даббаса И. Ф. сблизился с патриархом и был возведен им в сан диакона. Афанасий использовал таланты И. Ф. в полемике со своими противниками, в частности с Абдаллахом Захиром. Подобное сотрудничество католика и правосл. патриарха было вполне возможным в ситуации, когда раскол Антиохийской Церкви на правосл. и униат. ветви еще не получил окончательного оформления, а вероисповедные воззрения мн. представителей клира имели неясный и неустойчивый характер. В 1725 г. И. Ф., как и вся халебская община, поддержал правосл. патриарха Сильвестра в его противостоянии католич. сопернику Кириллу VI Таносу, опиравшемуся на христиан Дамаска.
Ок. 1725/26 г. И. Ф. сознательно возвращается в Православие. Патриарх Сильвестр назначил его логофетом Антиохийской Церкви (точная дата неизв.). В авг. 1726 г., когда стал очевидным конфликт между халебскими христианами и Сильвестром, англ. консул и И. Ф. помогли патриарху избежать тюремного заключения и покинуть город. В 1728 г. И. Ф. добился освобождения из тюрьмы арестованного по настоянию католиков Иакова Патмосского, возглавлявшего правосл. уч-ще в Халебе.
В 30-50-х гг., когда Халеб стал главным центром противоборства Православия и католичества в Сирии, И. Ф. выступал как один из самых влиятельных покровителей правосл. общины. Так, после изгнания из города в нач. 50-х гг. правосл. митр. Софрония (впосл. К-польский патриарх Софроний II) последние приверженцы Православия собирались для богослужений только в доме И. Ф., к-рый в силу своего статуса англ. драгомана был неприкосновенен для османских властей.
Ок. 1757 г., после некоего служебного промаха, И. Ф. был отстранен от работы в брит. консульстве и отослан в Триполи, где вскоре скончался. Похоронен в мон-ре Баламанд в Ливане.
И. Ф.- автор 11 антикатолич. полемических трактатов на араб. языке (датированные относятся к 1727-1752). Он писал обо всех спорных моментах в вероучении 2 Церквей: об исхождении Св. Духа, о понимании таинства Евхаристии, об обстоятельствах фотианской схизмы и Флорентийской унии и др. Наряду с оригинальным творчеством И. Ф. перевел на араб. язык ряд греч. полемических трактатов о чистилище, примате Папского престола и др. догматических расхождениях Вост. и Зап. Церквей. Европ. миссионеры и арабо-католич. авторы в свою очередь ответили на произведения И. Ф. целым рядом опровержений.
И. Ф. принадлежат также переводы греческой церковно-канонической литературы. Известно несколько его рукописей-автографов, самая ранняя датирована дек. 1696 г.
Сочинения И. Ф. не изданы, их рукописи хранятся в различных собраниях Ближ. Востока, в Ватикане и С.-Петербурге.